13 октября 2023 года в городе Алматы состоялся IV Евразийский форум по безопасности и цифровизации на железнодорожном транспорте, который собрал большое количество представителей министерств Республики Казахстан, железнодорожных администраций стран СНГ, Китая и производителей инженерно-технических систем в части обеспечения транспортной безопасности и информационных технологий.
Представители АО «Dosjan Temir Joly» выступили на форуме и поделились опытом реализации первого концессионного проекта в Республики Казахстан «железнодорожной линия Шар – Ново-Усть-Каменогорс».
В частности, в выступлении Заместителя Председателя Правления АО «Dosjan Temir Joly» по производству Адильбаева Н.С. было подробно раскрыто техническое оснащение железнодорожной линии Шар – Ново-Усть-Каменогорс, которые обеспечивает безопасность движения на участке с применением таких средств как:
1. Автоблокировка с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи информации (сокращенно АБТЦ-М) - предназначена для интервального регулирования движения поездов на перегонах с обращением грузовых, пассажирских поездов. Основной эффект от системы — это создание автоматизированных рабочих мест дежурного по станции с отображением состояния перегона и системы в целом.
2. Система микропроцессорной диспетчерской централизации «Диалог» (сокращенно МПЦ «Диалог»). Основной эффект от системы — это удаленное автоматизированное управление движением поездов поездным диспетчером на всем участке железной дороги с соблюдением требований обеспечения безопасности;
3. Комплекс технических средств многофункциональный версия №2 (сокращенно КТСМ-02). Данная аппаратура позволяет в автоматическом режиме обнаружить и передавать информацию дежурному по станции, поездному диспетчеру, машинисту о наличии и расположении в поезде неисправного подвижного состава и виде неисправности;
4. Контрольно-габаритное устройство для ограждения железнодорожного моста (сокращенно КГУ) - предназначена для выявления подвижного состава и груза, вышедших в пути следования из габарита, и обеспечения остановки поезда.
5. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия (сокращенно АЛСН) - предназначена для использования совместно с устройством контроля бдительности машиниста (УКБМ) а также устройствами автоблокировки для организации интервального регулирования движения поездов;
6. В процессе эксплуатации внедрена система видеонаблюдения на переездах – основой эффект от внедрения видеонаблюдения — это фиксация нарушении правил дорожного движения и создание психологического барьера для водителей транспорта.
Представители АО «Dosjan Temir Joly» также сообщили, что для обеспечения безопасности движения поездов реализуются множество мероприятий, в том числе:
1) деляется первостепенное внимание повышению безопасности движения как одному из важнейших качественных показателей работы железнодорожного транспорта;
2) принимаются меры к предупреждению и устранению причин, которые могут порождать крушения, аварии, события и инциденты;
3) соблюдается требования нормативных документов в области безопасности движения поездов;
4) особое внимание уделяется укреплению трудовой и технологической дисциплины железнодорожников, связанных с движением поездов, создание им надлежащих условий труда и быта;
5) осуществляются комплексы мер, направленных на повышение качества профессиональной подготовки и технической учебы;
6) широко используются все возможные формы материального и морального поощрения железнодорожников, обеспечивающих безопасность движения;
7) обобщаются и повсеместно распространяется положительный опыт коллег с АО «НК «КТЖ», ОАО «РЖД», а также отдельных железнодорожников, работающих без нарушений безопасности движения поездов;
8) обеспечиваются содержание в постоянной исправности технических средств, и систем диагностики для предупреждения аварийных ситуаций;
9) соблюдается график движения и порядок пропуска пассажирских поездов по станциям;
10) проводятся комиссионные осмотры пути, сооружений и устройств руководящими и инженерно - техническими работниками с принятием незамедлительных мер к устранению выявленных неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов;
11) на основе тщательного анализа допускаемых отказов в работе устройств автоматики и связи, осуществляются дополнительные меры по повышению их надежности и соблюдению работниками дистанций сигнализации и связи правил и инструкций при производстве ремонтных работ и устранении повреждений;
12) проводятся еженедельные дни безопасности движения и многие другие мероприятия, перечислять которые можно еще долго.
В целях повышения уровня безопасности движения поездов, обеспечения качества технического обслуживания и ремонта, эксплуатации технических средств, повышения ответственности персонала за выполнение своих должностных обязанностей, норм и правил, на железнодорожном участке Шар – Ново-Усть-Каменогорск применяется система многоступенчатого и непрерывного контроля за обеспечением безаварийной работы.