13 января 2023 года было проведено совещание по обеспечению безопасности на железной дороге в городе Семей области Абай, с участием Заместителя Председателя Правления АО «Dosjan temir joly» Адильбаева Н.С., Главного ревизора по безопасности движения АО «Dosjan temir joly» Рахимова А.И. совместно с первым заместителем директора филиала АО «НК «КТЖ»-«Семейское отделение магистральной сети» Беркимбаевым А.С., начальником отдела безопасности движения поездов филиала Адильхановым К.Б., первым заместителем начальника ЛОП полковником полиции Балтакаевым К.М., майором полиции Тәттіғали Д.М., руководителем управления сельского хозяйства и земельных отношений области Абай Абаевым А.М., акимом Жиеналинского сельского округа Сыздыхановой Г.А., акимом Приреческого сельского округа Джумадиловым Б.Е. и главами крестьянских хозяйств, ТОО и СПК.
19 января 2023 года была проведена встреча с населением Уланского района Восточно-Казахстанской области с участием Главного инженера АО «Dosjan temir joly» Борбасова Д.Н. совместно с акимом Уланского района Курмамбаевым Р.Т., акимом Айыртауского сельского округа Толеухановым Д.К., инспектором полиции ЛОП ст. Өскемен-1 Кунтышевым Н.М., заместителем директора ТОО «СпецСервис-Құрылыс» Храповым К.Б., начальником Оскеменского эксплуатационного депо Бутабаевым А.Н., старшим прокурором Восточно-Казахстанской транспортной прокуратуры Калиевым Е.Т., Начальником Левобережного РЭС Сарбасовым М.Р.
На повестку дня выносился вопрос по выходу безнадзорно пасущегося скота на железнодорожный путь. С докладом по текущей ситуации выступил главный инженер АО «Dosjan temir joly» Борбасов Д.Н. Согласно проведенному анализу, участились случаи экстренных торможений поездов с последующими наездами по причине нахождения скота на железнодорожном пути. За 2020 год допущено 8 случаев наездов на скот, за 2021 год допущено 13 случаев и за 2022 год допущено 11 случаев наезда на скот. Работниками филиала АО «Dosjan temir joly» и подрядной организацией ТОО «СпецСервис-Құрылыс» активно проводятся профилактические работы по предотвращению выхода безнадзорного скота на железнодорожный путь.
Проводимая работа среди местного населения и главами крестьянских хозяйств не приносит ожидаемых результатов.
Железнодорожный участок Шар-Новоустькаменогорск огражден противоскотной изгородью протяженностью 244,7 км с обеих сторон. В 2023 году планируется строительство противоскотной изгороди в местах ее отсутствия по участку.
Согласно Приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №145 от 29.04.2020 года Сельскохозяйственные животные, принадлежащие физическим и юридическим лицам, независимо от формы собственности, подлежат учету и регистрации. Для населения и глав крестьянских хозяйств были предложены несколько вариантов по предотвращению выхода скота на железнодорожный путь.
Решение №1 – GPS мониторинг для животных. Обеспечивает комфортное наблюдение за перемещением животных. Применение GPS-ошейников полностью безопасно для животных, используются как на крупных фермах, так и в небольших частных хозяйствах.
Решение №2 – Электроизгородь. Представляет собой ограждение из нескольких рядов проволоки под напряжением, безопасным для человека и домашних животных подвешенных на электро-непроводных кольях. Эффективность электроизгороди основывается на выработке рефлексов у животных при прикосновении к изгороди. Стоит отметить, что крестьянское хозяйство «Екаша» на перегоне Екаша-Айыртау участка Шар-Новоустькаменогорск оградило свое пастбище электроизгородью для недопущению выхода скота на железнодорожный путь. В следствии чего, на данном перегоне значительно снизились количества тревожных сигналов по причине выхода скота на путь и случаи наездов на скот.
Решение №3 – холодное таврение скота. Таврение – идеальный способ метки животных для легкой и удобной идентификации. Это относительно безболезненный процесс изменения пигмента волосяного покрова животного посредствам интенсивного воздействия холода. Оно позволяет идентифицировать животных надолго без вреда для животного.
Решение №4 – чипирование. Электронная идентификация животных представляет собой имплантацию подкожного микрочипа, который содержит в себе уникальный индивидуальный номер.
Безнадзорный скот является источником повышенной опасности, создает прямую угрозу безопасности движения поездов и жизни пассажиров, может привести к сходу вагонов поезда с рельсов, причинению вреда здоровью и гибели людей, находящихся в поезде, а также окружающей среде ввиду перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте.
Согласно статье 559 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, нарушение правил выпаса скота – влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
Граждане, соблюдайте правила содержания, прогона и выпаса скота вблизи железной дороги!