В целях повышения уровня безопасности движения поездов, обеспечения качества технического обслуживания и ремонта, эксплуатации технических средств, повышения ответственности персонала за выполнение своих должностных обязанностей, норм и правил, на железнодорожном участке Шар – Новоустькаменогорск в АО «Dosjan temir joly» применяется система многоступенчатого и непрерывного контроля за обеспечением безаварийной работы.
Безопасность обеспечивается строгим соблюдением Правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, сигнализации и связи, и прочих нормативно – правовых документов.
Состояние безопасности движения заключается в анализе и рассмотрении нарушений и отказов в работе технических средств, допущенных по вине работников АО «Dosjan temir joly» и сервисных компаний.
Полнота и обоснованность установления требований в области обеспечения безопасности, а также мониторинг их выполнения существенным образом зависит от уровня развития и эффективности функционирования Системы менеджмента безопасности движения на железнодорожных путях.
В АО «Dosjan temir joly» такой системой является «Руководство по системе управления безопасностью перевозочного процесса в АО «Dosjan temir joly»», которое содержит описание системы управления безопасностью движения поездов и определяет требования к системе управления безопасностью на железнодорожных путях, постоянному улучшению и повышению состояния безопасности движения поездов в АО «Dosjan temir joly»
Особую роль в повышении эффективности процессов играют анализ состояния и инструменты управления рисками. Их задача - минимизация возможного ущерба и вероятности возникновения риска за счет планомерных воздействий на причины его возникновения и последствия.
С момента образования компании число транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением требований безопасности движения и эксплуатации железных дорог, продолжает снижаться.
В целях повышения безопасности движения железнодорожные переезды участка Шар – Новоустькаменогорск были оборудованы системой видеонаблюдения. Так по итогам 2022 года количество случаев нарушения правил дорожного движения, в части проезда запрещающего сигнала переездной сигнализации, снижено с 32 случаев в 2021 году до 9 случаев в 2022 году.
За последние 6 лет многократно снижено количество отказов в работе технических средств: с 39 случаев в 2017 году до 3 случаев в 2022 году.
Также было снижено общее количество тревожных сигналов о выходе безнадзорно пасущегося скота вдоль железнодорожной линии, поступающих от машинистов поездов - со 125 случаев в 2017 году до 88 случаев в 2022 году. Этого удалось достичь благодаря установке противоскотной изгороди и проводимым совместно с органами линейных отделов полиции рейдам, встречам и проведению профилактических бесед с местным населением.
Средняя годовая балловая оценка состояния пути, на основании результатов прохода путеизмерительного вагона по участку Шар – Новоустькаменогорск, была снижена с 48 баллов в 2017 году до 34 баллов в 2022 году в результате качественного проведения профилактических и ремонтных работ в части содержания верхнего строения пути.
Применение на железнодорожном участке Шар – Новоустькаменогорск автоматизированных систем микропроцессорной централизации (МПЦ) «Диалог» и АБТЦ-М (систем автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи информации), предназначенных для интервального регулирования движения поездов на перегонах с обращением грузовых, пассажирских и скоростных поездов «Talgo», а также система контроля технического состояния подвижного состава в процессе движения (устройства КТСМ-02), позволяет максимально исключить человеческий фактор.
Безусловно, в любом деле «кадры решают все». Квалифицированный персонал — одно из ключевых условий гарантированной безопасности движения и надежности перевозочного процесса. От их знаний и подготовленности в полной мере зависит положение дел с безопасностью движения поездов.
Одной из главнейших задач в процессе подготовки специалистов и рабочих кадров для АО ««Dosjan temir joly» является изучение основ безопасности движения, ПТЭ, инструкций, других основополагающих документов по организации перевозочного процесса. На системной основе инженерами по производственному обучению и контролю проводятся технические занятия с работниками АО ««Dosjan temir joly». Подготовка рабочих кадров осуществляется как в специально оборудованном классе, так и непосредственно на рабочих местах с применением методов непосредственного восприятия ситуации. Ежегодно проводится переподготовка и повышение квалификации работников АО ««Dosjan temir joly» в специализированных учебных центрах.
Проводимая работа позволила улучшить качественный состав персонала компании, увеличить долю молодых работников, а также персонала с высшим и средним профессиональным образованием.
Управление рисками в АО ««Dosjan temir joly» способствует достижению поставленных целей организации в области функциональной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава.
Основной задачей управления рисками в АО ««Dosjan temir joly» является достижение и поддержание допустимого уровня риска при обеспечении безопасности движения поездов, в том числе:
- повышение надежности и функциональной безопасности технических средств, входящих в состав объектов инфраструктуры и подвижного состава;
- снижение вероятности возникновения транспортных происшествий;
- предотвращение гибели и травматизма людей;
- снижение ущерба имуществу и других потерь;
- предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Внедрение процедур управления рисками в АО ««Dosjan temir joly» проведено во все функциональные области деятельности:
- структурные подразделения АО ««Dosjan temir joly» и сервисных компаний вовлечены в решение основных функциональных задач;
- проводятся ревизии и проверки, по результатам ревизий определяются "узкие" места для проведения профилактической работы;
- проводится многофакторный анализ состояния безопасности движения, в котором учитываются не только факты наступления транспортных событий и происшествий, но и экономические последствия, связанные с ними.
Современная экономическая ситуация требует от компании наличия эффективного механизма реагирования на ситуацию с безопасностью перевозок, позволяющих использовать комплекс технических и экономических мер.
Для реализации такого механизма компанией осуществляется системная работа в вопросах мотивации труда работников АО ««Dosjan temir joly». Мотивация обеспечивается моральными и материальными поощрениями работников, особо отличившихся при выполнении своих должностных обязанностей.
Задача обеспечения безопасности движения поездов всегда считалась краеугольным камнем эффективного и бесперебойного перевозочного процесса, гарантией выполнения железнодорожным транспортом важных государственных, социальных и экономических функций.
Обеспечение безопасности движения является одной из важнейших задач АО ««Dosjan temir joly».